Теологический подход.

Шпаргалка по Криминология (стр. 3 из 20)

Теологический подход.

2) социологический подход открывает перспективу реализации теории поля в криминологии. Этот подход очерчивает новый объект воздействия – информационное поле социума.

Например, безнаказанность можно снижать реально (повышая раскрываемость) и идеально (формируя общественное мнение о высокой раскрываемое).

Несмотря на то, что и реальный и идеальный уровни взаимосвязаны, они обладают определенной автономией

3) социологический подход открывает перспективу выявления новых признаков преступности. В свою очередь, чем больше признаков явления известно, тем больше возможностей его объективного изучения. Новые признаки могут дать начало новым направлениям исследований (количество жертв как показатель преступности и виктимология);

4) попытка очистить понятие преступления от политической конъюнктуры и произвола власть имущих также имеет положительные аспекты: позволяет оправдать тех, чьи деяния не имеют общественной опасности (например, противников антинародного политического режима)

Социологический подход здесь корреспондирует с богатой философскими традициями школой естественного права

7. Антропологический подход к изучению преступности (сущность, научное и практическое значение)

В рамках антропологического подхода преступность определяется как болезнь, но не общества, а отдельных людей. Преступность, по мнению сторонников этого подхода, – результат вырождения, дегенерации. При этом понятие вменяемость и общая превенция уголовного наказания по существу утрачивают смысл. Основной метод воздействия на преступность – отделение здоровых от больных

Антропологический подход в криминологии нередко называют ломброзианством (неоломброзианством), а само это научное направление прочно ассоциируется с именем итальянского ученого Чезаре Ломброзо.

Отдельные высказывания на эту тему мы находим у Гиппократа, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского.

В начале XIX века проблемы личности преступника затрагивали исследователи в области физиогномики и френологии.

Физиогномика (наука о распознавании природных задатков по физическим свойствам человека) имеет достаточно древнюю традицию.

Френология – учение о локализации в различных участках мозга отдельных психических способностей, диагностируемых путем ощупывания внешнего рельефа черепа. Основатель фре­нологии австрийский врач и анатом Галль утверждал, что в мозгу человека локализуются основных человеческих способностей. По мнению Галля, можно определить в мозгу места, откуда исходят побуждения к убийству, кражам.

Различия в мозговых извилинах поддаются определению по форме черепа, по наличию определенных шишек и т. п.

Последователи Галля — ученые Вуазен, Клеф, Клерк, Каспер, Брока, Ловерн – провели интересные исследования физиономий преступников, их черепов. Мэйю и Деспин, например, сравнивали преступников с дикарями.

Особым объектом их исследований была связь между преступностью и различными аномалиями психики, эпилепсией и вырождением.

Все эти идеи удалось синтезировать и развить профессору Ч. Ломброзо, пытавшемуся основать новую науку – уголовную антропологию. Основная мысль Ломброзо заключается в том, что преступник есть особый природный тип, скорее больной, чем виновный. Преступником не становятся, а рождаются.

Антропологический подход традиционно оценивается весьма критически абсолютным большинством представителей мирового научного сообщества. В то же время и в рамках этого подхода вырабатываются идеи, заслуживающие внимания:

1.все, что представляет опасность, должно быть в сфере научного интереса исследователей;

2.дифференциация бытия различных типов людей (опасных и неопасных) -эффективный метод социальной защиты;

3.в целях профилактики преступности необходимо проявлять заботу о психическом и физическом здоровье нации (увеличение числа психофизиологических аномалий в обществе – основание для прогноза роста преступности);

4.во главу угла практики социальной защиты ставится безопасность потенциального потерпевшего;

5.изоляция преступников не должна быть сопряжена с причинением страданий человеку

8. Теологический подход к анализу преступности (сущность, научное и практическое значение)

Теологический подход к анализу преступности наиболее активно разрабатывался в средние века А. Августинои, Ф. Аквинским и др. Теологические трактовки преступности связывали общественно опасное деяние с происками дьявола и были основой карательной практики религиозных судов. В некоторых современных исламских государствах практика шариатских судов является весьма устойчивой.

Понятие преступного связывается с крайними проявлениями зла, преступным считается посягательство на высшее добро… Преступник же — непосредственное воплощение зла»

Основная криминологическая идея теологов: преступность — проявление зла. Преступление есть результат того, что человек либо отвернулся от бога, либо оказался во власти дьявола (сатанизм).

Идеи, вырабатываемые в рамках теологического подхода к анализу преступности, достаточно сложны. Многие из них носят недоказуемый характер. В то же время они открывают новую грань бытия, новую плоскость изучения криминальных явлений. Они могут быть положены в основу соответствующих научных гипотез, имеют колоссальную мировоззренческую значимость. К числу таких идей относятся:

1.преступность есть зло. Отрицание ее — добро;

2.цель воздействия на преступность – движение общества к высшей справедливости посредством разрешения противоречий между добром и злом;

3.борьба с преступностью осенена богом

4.добро онтологически (по сути бытия) сильнее зла – в этом источник оптимизма тех, кто борется с преступностью;

5.религиозные меры воздействия на преступность имеют значительный антикриминогенный потенциал. Основные из них = проповедь, образец добропорядочности в деяниях и помыслах. С ними тесно связаны такие нетрадиционные меры воздействия на преступность, как молитва, медитация и т. п.

6.акцент в разрушающем воздействии на преступность каждый должен делать прежде всего на самого себя (самосовершенствование)

9. Личность преступника (понятие личности, основные подходы к определению личности преступника, структура личности)

Личность преступника – совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему преступление человеку, составляющих его индивидуальность.

Криминологи изучают эту совокупность свойств для того, чтобы на их основе определить факторы, влияющие на совершение конкретного преступления, которые могут быть использованы в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик индивидуальной профилактики.

Личность преступника отличается своей общественной опасностью, степень которой зависит от глубины деформации нравственно-психологических ее качеств.

Структура личности преступника – совокупность ее социально значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения.

В структуре личности преступника выделяется ряд подуровней:

1) материальная обеспеченность;

2) умственное развитие;

3) нравственная ориентация и стремления личности.

Все подструктуры находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи и образуют в целом личность преступника.

Существует другой вариант структуры личности преступника, включающий следующие элементы:

1) социально-демографические:

а) пол;

б) возраст;

в) социальное положение и род занятий;

г) семейное положение;

д) место жительства (в городе, сельской местности);

е) материальные и жилищные условия.

Группировка по возрасту позволяет установить причины и возрастные группы, охваченные преступными проявлениями, а социальное положение и род занятий – в каких социальных группах наиболее распространена преступность.

2) образовательно-культурные – свидетельствуют о его интересах и потребностях

3) функционально-отношенческие – принадлежность к конкретной социальной группе, взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми и учреждениями, его внутреннее отношение к этим функциям и жизненные планы;

4) нравственно-психологические:

а) ценностная ориентация личности – отношение к социальным и моральным ценностям и различным сторонам действительности;

б) отношение к правоохранительным нормам и требованиям;

в) система потребностей, интересов, притязаний;

г) избираемые способы их удовлетворения.

В данной ситуации необходимо отметить, что любая схема не будет идеально отражать и содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, направленностью определенных компонентов этой структуры.

Направленность – имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.

Обобщенную характеристику личности можно использовать для планирования и проведения предупредительно-профилактической работы, а также для планирования расследования.

2 подхода при изучении личности:

1. Социально-типологический – анализируются социальная позиция личности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение. Акцент делается на социальной обусловленности поведения личности.

Позволяет понять, какую личность формируют обстоятельства, к каким социальным позициям и ролям она готова, как в соответствующих типичных ситуациях намерена преодолевать препятствия, разрешать конфликты

Источник: https://mirznanii.com/a/41532-3/shpargalka-po-kriminologiya-3

Семиотический подход, Институционально-функциональный подход, Феноменологический подход, Теологический подход – Культурология Библиотека русских учебников

Теологический подход.

Культурология Культурология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

(Разработан. Ф де. Соссюром,. Р. Бортом,. М. Пирсом,. Ю. Лотманом,. Б. Успенским и др.,)

Семиотика – научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы. Для изучения культуры представляют интерес различные направления семиотики – лингвистический (Ф де. Соссюр), социально-психологический, теоретико-действие яльнисний.

Семиотика базируется на том, что культура строит свою структуру через функцию сознания. Эта функция реализуется в языке и может быть сама исследована как язык. Различным формам культуры свойственны собственности ни языка. Есть язык политики, моды, даже.

Кулинариінарії.

Культура – это текст, в котором взаимодействуют различные семантические системы как результат сближения или противопоставления. Культура – сложнейшая система и неспадкоемна память человечества. Мир является совокупностью первичных мод делюючих систем (язык) и вторичных (искусство, религия и др.н.).

Институционально-функциональный подход

(Разработан. Б. Малиновским,. А. Рэдклиф-Браун,. Т. Парсоном и др.)

Согласно этому подходу, культура и ее явления объясняются на основе структурно-функциональных представлений. Иначе говоря, культура – это совокупность ее, 'систем, структур и их функций. Еще. Г.

Спенсер предлагал ро озглядаты человеческое общество как единое целое, а его элементы – как функциональные части этого целого. Современный функционализм выдвигает как центральное понятие культурологии понятие”система”Например, кул ьтурантропологы. Б. Малиновский и. А.

Рэдклиф-Браун предлагали рассматривать культуру как целостную систему, каждый элемент которой (например, религия, ритуалы, мода, политика, символы) выполняет свою функцию.

Факт ичному отказываясь от принципов историзма и эволюционизма, сторонники функционализма стали рассматривать культуры как самостоятельные структуры и функциональные организміональні організми.

функцией культуры является способность того или иного культурного образования соответствовать специфической потребности

“Единицы”человеческой организации – институты культуры. В таком случае культура – интеграл, составленный из частично интегрированных, частично скоординированных институтов.

Она интегрирована определенными принципами, таким мы как: общность крови, размножение, совместное существование, связано с кооперацией, специализация в деятельности, использование власти в политической организации.

Таким образом, вся культура состоит из инстит утива и их функции і їх функцій.

Феноменологический подход

Основателем феноменологии считается немецкий философ. Эдмунд. Гуссерль (1859-1938). Феноменология стала одним из наиболее распространенных направлений современной западной философии XX ст.

Имея собственный предмет иссле идження, феноменология не избегает также и рефлексы относительно культурологической проблематике, происхождения культуры, бытования культурных явлений (феноменов). Коротко позицию. Гуссерля можно сформулировать так: наза д, к самим предметам.

Это, по его мнению, означает, что предметы сами по себе раскрывают свой смысл без отсылки к природным или созданных человеком связей с другими предметами. Смысловой связь реале базируется в потоке феноменов, которые не содержат в себе разницы между бытием и явлением.

Для культурологии феноменологический направление интересен тем, что раскрывает бытия определенных явлений культуры. Феноменология постигают сущность ь явления в эйдос (греч – образ), проявляет интерес к форме как творческого начала реальности. Феномен, за. Гуссерлем, – это идеальная сущность, которая имеет непосредственное достоверность и познать ее можно только и нтуитивннтуїтивно.

Культурные феномены, таким образом, выступают как имманентные, априорные структуры сознания человеческого существования, которые находят свое отражение в пространстве символа, культа, мифа, имени. Символ как условное по определение предмета можете увидеть причастность человеческого бытия к.

Абсолютного и выделить саму предельность трансцендентной и имманентной сфер реальности, есть место их встречи как особой сферы. Символ – двоериднисть того,”символизирующий”(феномена), и того, что”символизируется”, (ноумена, идеи).

В пространстве символа между идеей и вещью возникает не просто смысловая, а реальная тождестваа, а реальна тотожність.

И, наконец, культура – процесс, охватывающий деятельность индивида как существа символической: явления культуры посредством символов воплощаются сразу и в веществе и идеи. Сущность культуры при этом – нахожу ения, описание и типологизация символев.

Теологический подход

(Разработан. П. Флоренским и другими представителями религиозных философов конца XIX-XX вв)

Согласно теологическим подходом, религиозный культ является исходной точкой культуры. Культ – это першоакт жизни, который определяет и направляет совокупность как практических, так и теоретических действий человека.

Это единство заведение донья в литургической деятельности, где происходит становление сакральных ценностей, функцией которых является непосредственное единение идей (ноуменов) и вещей (феноменов). С помощью культа в пространстве культуры отбыл аеться встреча трансцендентного и имманентного.

Генезис культуры, согласно теологическим подходом, такой: культ – миф – светская философия, наука и литературтура.

Культ является не только началом, но и ядром культуры, определяющий все ее содержание с помощью культа реализуется онтологическая единство культуры и сосредоточиваются метафизические принципы его бытия в каждый конкре. Этны момент ее существования. Культурные явления есть не что иное, как”застылость”культового действия, отслоения от последнейід останньої.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/kulturologia/kulturologiya_-_sheyko_vm/semiotichniy_pidhid.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.