Рассеяние внимания. Рассеянное внимание

Содержание

Рассеянное внимание: что это такое и как с этим справиться

Рассеяние внимания. Рассеянное внимание

Велнес

28 января, 2020

Приступив к важной работе, требующей концентрации и сосредоточенности внимания, вы, скорее всего, отвлекаетесь на несущественные факторы. Например, на уведомления в соцсетях и проверку почты.

Спустя полчаса вы внезапно осознаёте, что посмотрели все сторис в Instagram и обсудили с подругой новую серию любимого сериала, но так и не приступили к работе. Знакомая ситуация? Если да, то у вас есть признаки рассеянного внимания.

Разбираемся, почему так происходит и как с этим справиться.

Ситуационно обусловленный дефицит внимания

Термин «ситуационно обусловленный дефицит внимания» ввёл американский психиатр Э. Хэлловелл, описывая частое переключение с одного занятия на другое в течение рабочего дня.

По сути это состояние низкой концентрации внимания, которое снижает нашу продуктивность и увеличивает количество ошибок.

В отличие от синдрома дефицита внимания это состояние не обусловлено генетически, а определено неправильными условиями труда и неумением расставлять приоритеты в условиях многозадачности.

Настройка фокуса внимания

Очевидные советы в стиле «составьте список дел» или «переведите телефон в авиарежим, чтобы не отвлекаться на уведомления» не затрагивают истинных причин дефицита внимания.

Это лишь внешние ограничения, которые мы устанавливаем для себя сами, а значит, в любой момент можем их обойти. По сути, подобные запреты не решают проблему рассеянного внимания, а лишь «снимают симптомы».

Вместо того, чтобы бороться с навязчивым желанием десятый раз за час проверить почту, следует научиться отслеживать триггеры, запускающие это желание, и настраивать фокус внимания.

1/ Обращайте внимание на дискомфорт

Это может быть как физический (вам просто неудобно работать за этим столом или сидеть в этом кресле), так и психологический дискомфорт (вы чувствуете себя недостаточно компетентными в том или ином вопросе и испытываете неосознаваемую тревогу).

В первом случае вы подсознательно будете искать любую причину, чтобы покинуть рабочее место, во втором — откладывать начало работы. Даже безобидное на первый взгляд желание открыть Google и поискать нужную информацию может стать настоящей вредной привычкой.

В глубине души вы и сами понимаете, что не «проводите исследование», а ищете любой повод отвлечься от трудной задачи.

2/ Отслеживайте свои триггеры

Сразу, как только ваша рука потянулась к смартфону, отметьте для себя этот момент. Обратите внимание, в какое время это произошло, на каком этапе работы, а также что вы делали и что чувствовали прямо перед этим. Отследить внутренние триггеры бывает непросто, но вы можете чётко описать для себя внешнюю ситуацию, сопровождающую их.

Можете даже проговорить это вслух: «Мне кажется, на меня навалилось слишком много задач, поэтому мне хочется пойти перекусить» или «У меня так много идей, что мне хочется реализовывать их все одновременно!”.

Чем лучше мы понимаем своё поведение, тем проще нам контролировать его. Учитесь отслеживать степень своей энергичности в течение дня, чтобы правильно распределять задачи.

Когда вы гиперактивны, фокус внимания очень неустойчив, а когда энергии мало, сконцентрироваться на задаче слишком тяжело.

3/ Прислушайтесь к сигналам тела

Ваше тело говорит с вами, осталось только прислушаться к его сигналам. Нетрудно заметить, что перед тем, как отвлечься, вы чувствуете напряжение в мышцах плеч или подёргивание пальцев.

Важно разорвать цепь «сигнал тела — импульсивная реакция», а, сосредоточившись на первом этапе, осознать, в чём же на самом деле его смысл. Например, боль в шее или учащенное сердцебиение являются первыми физиологическими проявлениями стресса.

Справиться с ним вам поможет медитация, а не лента Instagram.

4/ Не заполняйте паузы

Человек привыкает заполнять микроскопические моменты ожидания какой-то деятельностью. Например, ожидая зелёного сигнала светофора вы берёте в руки смартфон, а если какой-то сайт загружается дольше двух секунд, вы, чтобы не терять времени, начинаете проверять уведомления в соцсетях. И, конечно, в результате «теряете время» именно в соцсетях.

Воспользуйтесь правилом десяти минут: почувствовав желание заполнить паузу, пообещайте себе, что возьмёте в руки смартфон через десять минут. А пока вы спокойно ждёте возможности действовать и продолжаете работу. Это хороший способ преодолеть импульсивное желание.

Отложив его во времени, вы поймёте, что по сути не испытывали никакой потребности в этом, а действовали по привычке.

Берегите свою концентрацию

Мозг человека не был создан для того, чтобы функционировать в условиях многозадачности. Сам термин «многозадачность» был придуман компанией IBM в 1965 году, чтобы описывать возможности компьютера. Сейчас мы используем его для людей, не отдавая себе отчёт, что наша концентрация — это ограниченный ресурс.

Фокусируясь на одной задаче, человек расходует энергию, так что каждая последующая задача выполняется им менее эффективно. Поэтому забудьте про многозадачность и научитесь концентрироваться на главном по примеру Тома Форда.

Регулярно практикуйте осознанные паузы, чтобы использовать своё время максимально продуктивно.

@laurentcastellani

Источник: https://myhandbook.com/rasseyannoe-vnimanie/

Рассеянное внимание. Что делать?

Рассеяние внимания. Рассеянное внимание

Рассеянное внимание, постоянное витание в облаках. Основные причины. Как можно исправить рассеянность внимания. Методы концентрации.

Бывало ли у Вас такое, что Вы, делая какую-то работу, настолько погружаетесь в свои мысли, мечты, планы, фантазии, что просто улетаете от реальности.

И в этот момент могут случаться самые нелепые события: Вы можете налить мужу или жене молоко в блюдечко или кормить с ложки перетертым яблоком, а кошке дать овощной салат,  насыпать соль в чай, а суп приправить картофельными очистками вместо лаврового листа, кинуть в мусорное ведро только что купленный пакет молока и много другое.

Хочу Вам сказать, что Вы не одиноки, и такое явление встречается довольно часто. Причем в любом возрасте. Есть определенные заболевания нервной системы и, в частности головного мозга, проявляющиеся в пожилом возрасте. Это отдельная медицинская тема. Я же сегодня расскажу об этом же эффекте у совершенно здоровых людей.

Да, аналогичное явление бывает у совершенно здоровых людей. И проявляется оно точно так же бытовой рассеянностью и витанием в облаках. Чаще всего это случается у людей творческих, мечтательных, у людей интеллектуального труда, у тех, у кого развито воображение. К кому относитесь Вы?

А также бывает у каждого, кто находится в сильном эмоциональном напряжении, волнении, причем как положительно, так и отрицательно окрашенном. Бывает подобное состояние в случае сильной усталости и недосыпа. Как видите, явление это распространенное. Пожалуй, большинство людей хотя бы раз такое явление испытывали. В чем же причина бытовой рассеянности?

Причины бытовой рассеянности

Все явления, связанные с бытовой рассеянностью связаны с нашим вниманием. Особенность нашего внимания заключается в том, что по настоящему хорошо мы можем удерживать концентрацию только на одном объекте: внешнем или внутреннем.

Когда мы внешне выполняем действие, которое для нас является скучным, рутинным, неинтересным, часто повторяющимся, то наше внимание сосредотачивается на том, что интереснее и важнее. А мечты, фантазии и планы гораздо привлекательнее, чем рутинные задачи.

Если внутри нас сильные эмоции, то они забирают на себя все наше внимание. У людей творческих воображение развито настолько, что образы в нем во много раз привлекательнее, чем обыденная жизнь.

Люди интеллектуального туда также основную часть своей жизни «проживают» именно в мыслях, поэтому и большая часть внимания сосредотачивается именно там.

Когда мы физически утомлены, нам в принципе сложно сосредоточиться, тем более на внешних действиях, что усиливает уход внимания от физической реальности.

На самом деле причиной рассеянного внимания является его сконцентрированность на наших мыслях, в нашем воображении, то есть во внутреннем плане. Рассеянный человек — это человек сконцентрированный, но внутрь своих мыслей. Часто это состояние называют профессорской рассеянностью.

Вторая особенность, которая наблюдается в феномене бытовой рассеянности — это слабая способность к переключаемости внимания.

Переключаемость —  свойство нашего внимания переходить с одного объекта на другой. В случае рассеянности мы не можем быстро переключиться между задачами, между внутренним и внешним планом.

Вместе с глубокой концентрацией отсутствие качественной переключаемости дает нам ту самую рассеянность.

Как исправить рассеянное внимание?

Если случаи бытовой невнимательности бывают у Вас редко и только при физической усталости, то здесь нет причин беспокоиться. Если же Вы обладаете этим понятным, но неприятным, свойством и хотели бы его исправить, то Вам помогут следующие методы. Все методы можно разделить на несколько групп по способу и предмету воздействия.

Методы усиления привлекательности дел

Эти способы позволят Вам сделать Ваши физические действия более приятными, чтобы Ваше внимание легче на них концентрировалось. Эта группа методов схожа со способами привлечь ребенка в какую-либо деятельность. На самом деле мы и стараемся привлечь в деятельность нашу психологическую структуру — внутреннего ребенка.

Изменяем предметы.

Реальную скучную деятельность можно попробовать изменить, добавить что-то веселое, чтобы захватить внимание: делать рутинные задачи под музыку (в такт музыке прибираться, готовить, чинить).

Использовать особые приятные предметы для своей работы, которые дарят комфорт, на которые приятно смотреть и которыми приятно пользоваться: тряпки, инструменты, приборы.

Ролевые и сюжетные игры. Можно представить себя кем-то (принцессой, дикарем из джунглей, ребенком, роботом, животным) и постараться выполнять скучные действия так, как бы это выполнял этот герой.

Комфортная обстановка. Скучные дела выполняются с большим вниманием, если сама обстановка, дизайн помещения, мебель, интерьер, цвета подобраны так, как Вам нравится. Возможно, Вам удастся изменить интерьер или перенести свою деятельность в приятное помещение. Поставьте дома живые цветы — это также благоприятно сказывается на Вашем комфорте.

Психологические методы

Наша мотивация и установки способны усилить внимание к тому, что мы желаем.

Психологическая самонастройка. Силой воли перед началом деятельности проговаривайте, что вы будете делать и фокусируйтесь на этом. И периодически себя возвращайте в реальность.

Тренировать переключаемость своего внимания. Существуют ряд упражнений, которые тренируют переключаемость нашего внимания.

  • Упражнение 1. Возьмите два листа бумаги. На одном из них будете перемножать два четырехзначных числа в столбик, на другом писать по памяти любое стихотворение. Поставьте таймер на 20 секунд. Каждые 20 секунд переключайтесь между этими задачами (умножение и стихотворение), даже если не закончили. Как можно быстрее включаясь в продолжение начатой задачи. В целом на тренировку тратьте не более 3-5 минут.
  • Упражнение 2. Игра «Половинки» Попробуйте одной рукой и соответствующей ногой (например, левыми) изображать танец, а другой рукой и ногой (правыми) изображать робота. Одна половина тела будет танцевать, а другая двигаться как робот. Время выполнения 2-3 минуты.
  • Упражнение 3. Попробуйте выстукивать самый простой барабанный ритм, при этом читая вслух книгу. Время выполнения 2-3 минуты.

Игры на переключаемость внимания задействуют довольно много интеллектуальных ресурсов, поэтому не делайте их слишком долго. Лучше выполнять их по 2-3 минуты, но несколько раз в день.

Подпитка впечатлениями

Частое витание в облаках связано с тем, что нам в жизни не хватает разнообразия и впечатлений. Ежедневное получение свежих впечатлений — это нормальная потребность каждого человека. У женщин эта потребность несколько больше, чем у мужчин, что всегда следует учитывать.

Если нам не хватает впечатлений, то однообразные и скучные дела вызывают сильнейший интеллектуальный дискомфорт и голод, поэтому наш мозг пытается напитаться мечтами и фантазиями.

Есть очень серьезный эффект сенсорной депривации, изучаемый психологами, заключающийся в том, что если человеку длительно не давать внешних раздражителей, впечатлений, то у человека начинает появляться беспокойство, агрессия, депрессия, что нарушает и общую способность устойчивости, и переключаемость внимания. Что же можно сделать, чтобы увеличить объем впечатлений?

Перемена обстановки. Смените обстановку, переставьте мебель, приборы, перевесьте шторы, занавески, чехлы на мебель. Благодаря смене окружающего пространства наше внимание хорошо возвращается в реальность.

Регулярное получение впечатлений. Знакомства и общение с новыми интересными людьми, посещение новых мест, походы в музей, театр, поездка, путешествия, что угодно новое. Насыщенные впечатлениями, мы лучше контролируем свое внимание.

Делать обычные дела другой, непривычной рукой. Чистить зубы, открывать дверь, застегивайте пуговицы не той рукой, какой Вы делаете это обычно.

Отдых и расслабление

Отдых от дел-автоматов. Желательно делать перерывы, когда вы эти дела-автоматы не делаете в течение некоторого длительного времени. Потом после возвращения автоматизм дела ослабляется и внимание сохраняется на высоком уровне.

Давать время себе помечтать вволю. Определить время, полностью посвященное мечтаниям, когда все прочие дела Вы не делаете. Обязательно домечтайте и допредставляйте будущее в полной мере.

Физическая нагрузка. Перед рутинными задачами сделайте несколько физических упражнений, легкую гимнастику. Это повышает общий тонус организма, создает большую включенность в физические дела.

Акцент на физическое. Рассеянность непосредственно связана с отрывом от физического мира. Поэтому для возвращения необходимо акцентироваться на физической деятельности, приводящей в тонус, либо расслабляющей тело:  упражнения, массаж, принятие ванны, объятия.

Танцы. Один из самых хороших способов вернуть внимание. После танцев, как энергичных, так и медленных, внимание реже выходит из-под контроля.

Медитативные практики

Если есть возможность, регулярно практиковать медитацию для расслабления и тренировки внимания.

Практики заземления.Склонность к отрыванию от реальности — это психологическая особенность, так называемая «воздушность». Для того, чтобы не витать в облаках, нужно практиковать визуализацию заземления.

Автор Алена Старовойтова:

Постарайтесь занять вертикальное положение, убедитесь, что вы твердо стоите на обеих ступнях, представьте, что из ваших ступней вниз в землю уходят мощные коричневые корни, проникая все глубже и глубже…

Вы дерево. С толстыми ветвями, тянущимися в небеса, и с мощными корнями, уходящими в землю. Вам не страшны ураганы и бури, т.к. ваши корни проникают глубоко в почву.

Вы пропускаете через себя поток энергии, которая проходит по вашему телу и стекает по корням в землю.

Медитация покоя. Позволяет успокоить поток мыслей, настроиться на спокойное течение жизни. Вы можете прослушать ее на сайте Психологос.  Лично мне больше нравится в исполнении Полины Суховой.

Классическая медитация. Вы садитесь в удобное тихое место. Для неопытных достаточно сесть в позу по-турецки, так, чтобы голова, шея и позвоночник были на одной линии прямо.

Дыхание должно быть ровным, естественным.

В течение 5 минут (позже время может быть увеличено) сосредотачивайтесь на своем дыхании, старайтесь почувствовать свое дыхание, при этом освобождаясь от всех мыслей.

Мысли будут приходить, будет навязываться обычный режим пережевывания всех прошлых событий, ментальная каша. Представьте, что мысли, как птицы — прилетели и быстро улетели, остается одно дыхание.

В начале будет довольно сложно устраниться от всех мыслей, но с течением времени и с опытом Вам будет проще это сделать. Цель медитации: остановить ход мыслей на время, дать покой своему уму.

Сократить нашу бытовую рассеянность вполне возможно. Я надеюсь, Вы найдете подходящие способы для себя.

Источник: http://razvitie-intellecta.ru/rasseyannoe-vnimanie-chto-delat/

Синдром рассеянного внимания у детей: признаки, коррекция

Рассеяние внимания. Рассеянное внимание

В современном обществе синдром рассеянного внимания, к сожалению, чаще всего воспринимается лишь как результат невоспитанности и избалованности, а потому люди, им страдающие, вызывают осуждение. На самом деле это довольно серьезное расстройство нервной системы, чаще всего врожденное.

Диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, являющийся одной из форм синдрома рассеянного внимания, – медики сегодня ставят примерно каждому пятому ребенку. Хотя число родителей, считающих, что у их чада СДВГ, гораздо больше.

Что же такое на самом деле синдром рассеянного внимания у детей, как его распознать и что с этим делать?

Признаки синдрома рассеянного внимания

Впервые такой диагноз был поставлен еще в 1854 году. Сделал это немецкий врач Генрих Хоффман. Для этого состояния характерно нарушение умственной деятельности (в частности низкая концентрация внимания).

Синдром рассеянного внимания у детей сопровождается также социальными проявлениями (малыш чрезвычайно активен, что мешает окружающим детям и педагогам, либо, наоборот, слишком замкнут, что также затрудняет процесс обучения).

То есть чаще всего выявляют и диагностируют проблему в школьном возрасте. Хотя зачастую заподозрить ее наличие можно еще в первые годы жизни ребенка.

Какие признаки говорят о том, что у ребенка СДВГ? Их достаточно много, и комбинироваться у одного ребенка они могут по-разному. Среди основных симптомов выделяют следующие:

  • при выполнении какого-либо задания (как в школе, так и дома) ребенок не может надолго концентрировать внимание;
  • у него очень низкая самоорганизация, страдает самоконтроль;
  • налицо неусидчивость, ребенок постоянно крутится, отвлекается на посторонние предметы;
  • он не слушает говорящего, часто не понимает сказанного;
  • склонен к беспорядку в комнате, среди вещей, игрушек, на рабочем столе;
  • ему сложно соблюдать требования и правила;
  • он забывчив, что связано в данном случае с нарушением именно внимания, а не памяти;
  • практически никогда такой малыш не завершает начатого;
  • рассеян, постоянно что-то теряет или забывает, куда положил вещь;
  • непослушен, часто делает все назло, шумит;
  • характеризуется повышенной тревожностью;
  • ему сложно общаться с окружающими, часто случаются конфликты, непонимание, вызывающее поведение;
  • двигательная активность зачастую повышена, малышу сложно спокойно усидеть на месте, он постоянно дрыгает руками, ногами;
  • ребенок неаккуратен, неуклюж в движениях, небрежен, не обращает внимания на мелкие детали;
  • такой ребенок весьма разговорчив, но при этом ему сложно долго говорить на одну тему; в общении он навязчив, что зачастую трактуется как невоспитанность, перебивает собеседников, отвечает, не дослушав вопроса;
  • малыш нетерпелив, ему тяжело дождаться своей очереди, наступления какого-либо события, прихода транспорта и т. д.;
  • такому ребенку сложно учиться, при всех способностях он не может воспринимать информацию полноценно из-за повышенной отвлекаемости, даже если ему интересно;
  • стремится быть лидером, но не может завоевать авторитета среди сверстников;
  • зачастую имеет сложности с письмом.

Заметить признаки рассеянного внимания можно уже на первом году жизни малыша, когда он проявляет повышенную двигательную активность. При этом концентрация внимания на предметах или действиях очевидно ниже, чем должна быть в этом возрасте. В возрасте 3–4 лет у таких малышей часто отмечаются речевые нарушения.

Синдром рассеянного внимания не всегда имеет форму СДВГ. Довольно часто такие дети излишне спокойны и пассивны, но при этом недовольны окружающими и весьма своенравны.

Заметив у ребенка нарушения внимания, не спешите бежать к неврологу, причитая: «У нас, наверное, СДВГ». Зачастую проблемы с вниманием не связаны с диагнозом и обусловлены довольно банальными причинами, устранить которые несложно. Об этом –далее.

Почему страдает внимание?

Итак, прежде чем заподозрить у своего ребенка синдром рассеянного внимания, проанализируйте условия его жизни, питания, воспитания, режим активности. Зачастую нарушение внимания провоцируется внешними факторами либо вовсе бывает надумано родителями.

  • Внимание ребенка развивается с возрастом. Чем он младше, тем сложнее ему концентрироваться на чем-то долго. Возможно, родители просто чересчур требовательны к своему крохе. Можно проконсультироваться с доктором на предмет того, какова нормальная концентрация внимания у детей в конкретном возрасте.
  • Чрезмерная родительская опека приводит к тому, что малыш понимает: за него все могут сделать взрослые. Зачем напрягаться, тренируя какие-то навыки? Произвольное внимание в таком случае также не совершенствуется.
  • Витаминно-минеральный дисбаланс как результат неправильного питания или плохой экологии может привести не только к слабости или снижению иммунитета, но и к рассеянности.
  • Отсутствие установленного распорядка дня не только приводит к дисгармонии в работе нервной системы малыша, но и снижает успеваемость, влияя на концентрацию внимания.
  • Повышенные нагрузки (умственные, эмоциональные, физические) также часто являются причиной рассеянности.
  • Физиологические заболевания ослабляют организм. После них ребенку нужен восстановительный период, чтобы все органы и системы начали работать в нормальном режиме, в том числе пришло в норму внимание.
  • Рассеянность часто возникает в качестве защитной реакции на усталость, стресс, утомление, страх. Если ребенок ненавидит математику, то при одной мысли о решении задачки его внимание рассеивается.
  • Зачастую дети выказывают рассеянность, когда в процессе какой-то деятельности возникает более привлекательный для них фактор. Например, во время выполнения им домашних уроков пришли гости с подарками. Поэтому для сосредоточения детям нужна правильная обстановка и подходящее время.

Почему возникает заболевание?

Во всех этих случаях внимание детей приходит в норму, если нормализуются нарушенные условия. А когда есть смысл подозревать медицинский диагноз? Почему возникает синдром рассеянного внимания как заболевание? Единой причины здесь нет, но существует несколько факторов, способных спровоцировать его возникновение.

  • Наследственность. Особенности гена, отвечающего за поведение человека, могут стать причиной СДВГ.
  • Неблагоприятная экология. Этот фактор способен провоцировать самые разные заболевания. Синдром рассеянного внимания – одно из них.
  • Резус-конфликт во время беременности.
  • Сложная беременность, сопровождавшаяся заболеваниями матери, внутриутробными инфекциями, гипоксией плода.
  • Асфиксия, родовые травмы, длительные и трудные роды.
  • Негативные привычки матери (курение, алкоголь, наркотики).
  • Черепно-мозговая травма ребенка.
  • Заболевания, связанные с серьезным повышением температуры, которые кроха перенес на первых месяцах жизни.
  • Болезни органов ребенка (сердца, головного мозга).

Соответственно, основные меры профилактики синдрома рассеянного внимания связаны с состоянием женщины во время беременности.

Ей необходимо полноценно питаться, отказаться от вредных привычек, принимать витаминные комплексы, по возможности обследоваться и пролечить существующие проблемы до наступления беременности.

После рождения малыша мамочке важно беречь его от серьезных травм, заботиться о здоровье крохи.

Как лечить?

Сегодня широко распространен миф, что ребенок попросту перерастает такой диагноз годам к 12–13. На самом деле это справедливо лишь для половины детей.

И если проблемой не заниматься, перспективы у взрослых не самые радужные.

Статистически установлено, что они намного чаще других людей бросают учебу, попадают в аварии, получают травмы, не имеют друзей, становятся игроманами. Девочки намного чаще беременеют в раннем возрасте.

Взрослые с СДВГ не могут проявить себя на работе, поэтому часто ее меняют, имеют низкий социальный статус и весьма посредственный – материальный, склонны к употреблению наркотических и психотропных веществ. Для взрослого это становится причиной не только проблем в профессиональной и личной жизни, но и бесконечных визитов к психиатру.

Отсюда вывод: заниматься коррекцией рассеянного внимания в детском возрасте можно и нужно. Но как?

К таким детям необходим комплексный подход: подходящий режим дня и обучения, правильное воспитание (такие детки требуют гораздо большего внимания и любви родителей), тренинги с психологом, обеспечение полноценного питания, физической активности, достаточного отдыха, положительных эмоций. При необходимости (а она в подобных случаях возникает довольно редко) – медикаментозная терапия. Да, это сложно. Но при должном упорстве родителей у деток с синдромом рассеянного внимания есть все шансы нормализовать произвольное внимание, вырасти успешными, гармоничными личностями.

Что нужно делать?

Немалую часть работы будет проводить психолог, поэтому имеет смысл найти компетентного специалиста, авторитету которого родители будут полностью доверять. Однако и на них самих ложатся ответственные обязанности по коррекции нарушения внимания малыша.

Итак, что могут делать в таких случаях родители? Вот несколько полезных советов для них.

  1. Разработайте и соблюдайте режим дня (по крайней мере, его ключевые моменты: подъем, укладывание на ночь, прием пищи, время игр).
  2. Пусть у ребенка будут его бытовые обязанности, соответствующие возрасту. При этом не делайте вместо него то, с чем он моет справиться самостоятельно, не потакайте всем его прихотям и капризам. Он может убирать за собой со стола, мыть посуду, застилать свою кровать, убираться в комнате. Чаще просите его помогать вам в делах: полить цветы, покормить кота, налепить пирожков и т. д.
  3. Предоставляйте своему чаду больше самостоятельности. Давайте проявить себя, не опекайте чрезмерно. Принимайте с ним совместные решения, обсуждайте возникающие семейные вопросы, советуйтесь с ним.
  4. Не оставляйте его наедине с собственными проблемами, предлагайте помощь в их решении, но не решайте и не делайте ничего вместо него.
  5. Обязательно подберите для ребенка физическую нагрузку. Это может быть спортивная секция, не предусматривающая сильных стрессов вроде соревнований.
  6. За несколько часов до сна исключайте чрезмерные эмоциональные или физические нагрузки. Занятия в эти часы должны быть спокойными, способствовать расслаблению (рисование, чтение, настольные игры, лепка, конструирование).
  7. Играйте с ребенком вместе: стройте, лепите, раскрашивайте, постоянно мягкими обращениями возвращая внимание малыша к работе, если он отвлекается (посмотри, как получается, подай детальку, давай докрасим вот тут).
  8. Занимайтесь развивающими играми на повышение концентрации внимания (это могут быть специальные наборы карточек, мозаика, конструктор, пазлы). Такие игры могут быть и словесными: мама называет признаки предмета, а ребенок находит его среди окружающих вещей.
  9. Помогите школьнику понять сложный предмет: объясняйте, рассуждайте вместе с ним. При этом на время выполнения заданий уберите и выключите все, что может его отвлечь.
  10. Всегда хвалите малыша! Любое его достижение, даже самое малое, достойно вашей гордости. Единственное табу – не хвалите просто так, без основания.

Ну и самый последний совет: не требуйте от своего чада невозможного, давайте ему время на отдых и расслабление, любите и принимайте таким, каков он есть. Тогда хватит сил и терпения у вас, а результаты ребенка в повышении произвольного внимания будут намного выше.

Источник: https://Razvivashka.online/psihologiya/sindrom-rasseyannogo-vnimaniya

Рассеянность

Рассеяние внимания. Рассеянное внимание

Рассеянность – это особое состояние внимания, обнаруживающееся в неспособности индивида сконцентрироваться на происходящем и совершаемом. Также данным термином могут именовать несобранность, халатность и забывчивость. Однако считать нарушение концентрации внимания пороком ошибочно, это скорее лишь свойство натуры.

Помимо того подобное состояние может свидетельствовать о возникновении определённых патологий. Выделяют две вариации рассеянности: мнимую и истинную (подлинную). Первая возникает при увлечённости человеком деятельностью, фиксировании на определённом деле, когда он так поглощён процессом, что становится невнимателен к происходящему.

Вторая характеризуется сложностью удерживать на каком-нибудь предмете или деянии произвольное внимание.

Что это такое

Неспособность сосредоточиваться на заданном объекте или манипуляции принято называть рассеянностью. Это качество способно доставить массу неприятных моментов их обладателям, поскольку нередко упускают из вида важные вещи.

При этом надобно понимать, что рассматриваемая черта – это не плохая память, рассеянность является нарушением внимания.

Большей частью эта черта носит приобретённый характер, поэтому и ликвидировать её не только возможно, но и необходимо.

Итак, как выше писалось, рассеянность бывает подлинной и мнимой. Первая появляется чаще всего в результате сбоев в организме, например, при депрессии, головных алгиях, бессонницах, хронической усталости. Также рассеянность может зародиться при выполнении неинтересной и монотонной работы.

Когда индивид выполняет обыденную монотонную неинтересную работу, для реализации которой нет нужды задействовать творческую жилку, он совершает машинальные действия.

Привычка ослабляет сознательный элемент внимания к производимым человеком действиям. В этом таится отрицательный и нередко опасный аспект рассеянности.

Так, например, рассеянность у машиниста или простого автолюбителя нередко приводит к необратимым трагическим событиям.

Вторая зачастую возникает вследствие избыточной концентрации внимания. Когда все думы индивида устремлены на разрешение определённой задачи, а всё иное словно перестает существовать.

В свой черёд мнимую рассеянность подразделяют на два вида: профессорскую и поэтическую. При профессорской невнимательности индивид отключиться от выполнения сложных задач не может.

Данную вариацию невнимательности ещё нередко именуют рассеянностью гениев. Чаще всего ей подвержены математики.

Людям, склонным к поэтической рассеянности, присуще витание в облаках, вследствие чего события реальности часто остаются незамеченными.

Таким образом, рассматриваемое понятие в качестве личностной черты является неспособностью концентрироваться на внешнем объекте и совершать целенаправленные действия, склонностью невольно отвлекаться от манипуляций, размышляя об ином деле, делая что-то не к месту.

Каждый индивид способен периодически проявлять рассеянность, однако не у всякого она превратится в ярко выраженную личностную черту.

Причины рассеянности

Если рассеянность является подлинной, то большей частью она обусловлена определёнными физиологическими отклонениями, например, неврастенией, анемией, хронической усталостью, нервными перенапряжениями. При этих недугах людям сложно удерживать внимание на выполняемой манипуляции, они легко отвлекаются, а дабы зафиксироваться на намеченной задаче им приходиться прилагать немало усилий.

Мнимая невнимательность в свой черёд часто появляется именно по причине излишней сосредоточенности, когда внимание индивида сконцентрировано на чём-то конкретном, при этом все остальное остается вне его внимания. Данная рассеянность у взрослых часто приводит к совершенно нерадостным последствиям.

Итак, к нарушению фиксации внимания могут приводить некоторые соматические недуги, либо особенности психотипа индивида.

Среди патологических отклонений, выступающих этиологическими факторами, выделяют:

– новообразования, локализированные в мозге, гидрацефалия;

– сосудистую деменцию и «старческое слабоумие» или болезнь Альцгеймера;

– сильные мигренеподобные головные алгии;

– нарушение мозгового кровоснабжения и вызванное им кислородное голодание;

– гипертонию;

– нарушение метаболизма (диабет);

– вегето-сосудистую дистонию;

– дефицит витаминов;

– аутоиммунные заболевания, поражающие нервную систему;

– хроническую бессонницу;

– недостаток минеральных веществ;

– анемию.

Помимо перечисленных выше недугов вызвать рассеянность могут психические расстройства либо отклонения неврологического характера, например, эпилепсия, шизоаффективное нарушение и шизофрения, стрессы.

Также невнимательность нередко появляется при нежелании индивида выполнять ту задачу, на которой следует сосредоточиться или при стремлении делать несколько действий одновременно.

Часто люди, страдающие рассеянностью, пеняют на собственную память, но это лишь попытка избежать ответственности за собственную невнимательность. Хотя признаки рассеянности также могут включать ухудшение когнитивных процессов, раздражительность, снижение работоспособности, утрату профессиональных навыков, появление несвойственных ранее поступков.

У детей рассматриваемое отклонение нередко проявляется снижением успеваемости, проблемами с памятью, отказом выполнять задания, требующие повышенной фиксации внимания, медлительностью, неусидчивостью, перепадами настроения, возбудимостью.

Как избавиться от рассеянности

Прежде всего, перед устранением рассеянности, необходимо уяснить, что универсальной таблетки от невнимательности не существует. Поэтому, если человек серьёзно решил бороться с собственной неспособностью концентрироваться на выполнении определённых задач, он должен запастись силой воли. Потому как без приложения волевых усилий невозможно ликвидировать рассеянность.

Перво-наперво рекомендуется нормализовать сон и режим отдыха, сбалансировать питание, отказаться от курения и прочих губительных привычек, делать утреннюю зарядку, уделять время прогулкам, обогатить рацион рыбой и минимизировать потребления жирной пищи.

При выполнении ответственных заданий следует абстрагироваться от эмоциональной составляющей. Эмоции лишь мешают рационально мыслить. Помимо того рабочее место всегда должно содержаться в порядке. При творческом беспорядке довольно сложно сосредоточиться на выполнении серьёзных задач, требуемых умственных затрат.

Дабы не забыть о предстоящих мероприятиях, делах и задачах следует их записывать. Выполняя какую-нибудь работу, требующую концентрации внимания, следует исключить побочный шум, например, музыку.

Считается, что отдых является лишь переменой деятельности, поэтому свободную минуту лучше уделять решению головоломок, разгадыванию кроссвордов, составлению слов.

Лучшим способом ликвидировать мнимую рассеянность, чаще свойственную учёным деятелем, поэтам, актёрам и иным творческим натурам, считается управление вниманием, то есть его переключение с интересных дел на будничные заботы.

Интенсивный напряжённый труд, даже когда он обусловлен эмоциональным взлётом, часто становится катализатором нервного истощения и депрессивных состояний, которые, порождают ослабление когнитивных процессов и рассеянность.

Проверенным способом переключения внимания является перемена вида деятельности. Например, интенсивное занятие умственным трудом можно разнообразить физической деятельностью.

Поскольку невозможность концентрации внимания не является специфическим признаком какого-либо недуга, то и лечение рассеянности обусловлено причиной её возникновения.

Если нарушение концентрации становится следствием тревожного расстройства или депрессивного состояния, то рекомендован приём антидепрессантов, транквилизаторов, есть и препараты с анксиолитическим эффектом.

Когда рассеянность является результатом органического поражения мозга, то показано назначение ноотропов.

Также справиться со сбоями в концентрации внимания помогут ниже приведённые средства официальной медицины:

– экстракт элеутерококка, оказывающий общий тонизирующий эффект, улучшающий умственные процессы, снимающий нервное перенапряжение и устраняющий переутомление;

– аминалон, содержащий гамма-аминомасляную кислоту, благодаря чему влияет на качественное усваивание глюкозы, которая являет собой источник энергии, потребной для поддержания жизнедеятельности нервных клеток, поэтому данный препарат способен значительно улучшить память, снять утомление и обеспечить мышлению эффективную работу;

– глицин, считающийся одним из безопаснейших средств и имеющим минимальное число противопоказаний, способен мягко включаться в метаболические процессы, проистекающие в мозге.

В ряде случаев лечение рассеянности не нуждается в фармакопейном вмешательстве, поскольку устранить рассматриваемое нарушение можно с помощью банального отдыха или ликвидации причины (устранения психотравмирующей ситуации посредством психотерапии).

Также существуют упражнения, способные существенно повысить работоспособность мозга при усталости или сильнейшем перенапряжении, которые и порождают рассеянность.

Так, например, интенсивное растирание ладошками ушей на протяжении минуты стимулирует так называемые «энергетические точки», что значительно повысит работоспособность мозга благодаря улучшению кровообращения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/rasseyannost/

Рассеянность – что это такое, причины и как от неё избавиться

Рассеяние внимания. Рассеянное внимание

Рассеянность – состояние человека, длительного или кратковременного характера, которое может указывать на развитие определённых заболеваний со стороны нервной системы или головного мозга. Однако не следует исключать и тот факт, что рассеянность внимания у ребёнка или взрослого может носить симптоматический характер и быть обусловленной психосоматическим фактором.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение

Различают несколько форм такого состояния человека, каждая из которых имеет свою этиологическую картину. Установить точные причины такого патологического процесса может только врач путём проведения необходимых диагностических процедур.

Проводить самолечение не рекомендуется.

Признаки СДВГ у детей

Существует 2 вида памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная – откладывает информацию ненадолго, без понимания сути информации. Человек может запомнить мелодию, слова из песни или рекламы.

В долговременной памяти информация анализируется и откладывается надолго. Это могут быть воспоминания из детства, знания, полученные на уроке в школе или институте.

Проблемы с памятью имеют разный характер:

  1. Временный, или транзиторный. Человек может забыть названия предметов, имя собеседника, когда лицо кажется знакомым. Забытая информация полностью восстанавливается, спустя короткий промежуток времени;
  2. Постоянный, или перманентный, например, забыть о самостоятельно назначенной встрече. Потерянная информация не восстанавливается или вспоминается с большим трудом.

Самая распространенная проблема – «паталогическая» забывчивость или амнезия. В этом случае человек помнит о том, что он должен что-либо сделать, но не может вспомнить, что именно. Признаки амнезии:

  • Тяжело формулировать свои мысли, подбирать правильные по смыслу слова;
  • Человек часто не может отыскать нужную вещь, даже если сам её куда-то положил;
  • Теряется ориентация в пространстве, даже в хорошо знакомых местах. Человек забывает, куда нужно идти, как называется улица, на которой он живет;
  • Путаются дни недели, числа, месяцы;
  • Человек не помнит, что он говорил, поэтому повторно рассказывает историю;
  • Забывчивость в повседневных делах. Человек не может купить продукты без списка, не помнит, закрыл ли он дверь;
  • Тяжело усвоить информацию, пользоваться инструкциями, разобраться в электронной технике.

К проблемам с памятью также относится снижение внимания. Признаки:

  • Невнимательность. Человек не может вникнуть в суть разговора, воспринимает информацию раздробленно. Прочитав несколько предложений в книге, не помнит, о чем шла речь;
  • Замедленное восприятие. Тяжело переключаться с одной темы на другую, работать с техникой и компьютерными программами. Резкая смена темы разговора приводит в ступор;
  • Плохая концентрация. Человек постоянно отвлекается во время важной работы, не может довести дело до конца.

Мужчина за компьютером

  • Не способен удерживать внимание на деталях, часто допускает мелкие ошибки в школьных заданиях «по невнимательности»
  • Складывается впечатление, что ребенок не слушает речь, которая обращена к нему, или «витает в облаках»
  • Не способен самостоятельно организовать работу
  • Отвлекается на посторонние вещи, звуки и т.д. во время выполнения задачи, требующей концентрации
  • Теряет или забывает повседневные предметы: игрушки, письменные принадлежности, варежки и т.д.,

Дети с преобладанием гиперактивности могут проявлять следующие симптомы:

  • Беспокойные движения:
  • покачивание ноги или стук пальцами по парте, «вертится за партой»
  • Бесцельная двигательная активность, невозможность оставаться в одном положении в течение некоторого времени
  • Болтливость
  • Нетерпеливость
  • Ворочается во сне, сбрасывает одеяло, сбивает простыню.

Малоподвижный образ жизни

Множество исследований подтвердили, что регулярные физические упражнения придают ясность уму и твёрдость памяти. Кроме того, они помогут устранить сами причины невнимательности. Например, избавят вас от излишков энергии, приводящих к той самой гиперактивности, или вымотают настолько, что сон ваш будет долгим и крепким.

Что делать. Если нет возможности посещать спортзал, ограничьтесь 20-минутной зарядкой каждое утро. Или старайтесь побольше ходить пешком — свежий воздух и солнечный свет также помогут вам улучшить настроение и способность к восприятию.

Когда стоит обратиться к врачу. Если не можете усидеть на месте дольше 5 минут и всё время ходите по офису туда-сюда, причём без всякой объективной цели. Кстати, перебор с физкультурой тоже может быть болезненным симптомом. Если вас тянет выжимать из себя последние соки по 2-3 часа в день, лучше убедиться в полезности своих занятий, посоветовавшись с врачом.

В продолжении:Как стать внимательным →

Что влияет на ухудшение памяти

Помимо болезней и стрессов, существуют другие факторы, незаметно провоцирующие снижение памяти:

  • Алкоголь. Влияет на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение. Снижается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация. Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается;
  • Курение. Головной мозг насыщается кислородом вперемешку с табачным дымом и ядовитыми веществами, которые в нем содержатся. Даже в минимальном количестве сигареты будут ухудшать работу мозга;
  • Недобор тиамина – вещества, необходимого для работы центральной нервной системы, метаболических процессов. Его недостаток провоцирует проблемы с кратковременной и долговременной памятью;
  • Недостаток сна. Когда человек спит, организм создает мозговые потоки и волны, которые отвечают за сохранность информации. Волны передают воспоминания и мысли в кору головного мозга, где собирается и хранится долгосрочная информация. Если человек спит мало, волны не успевают вырабатываться, информация не откладывается. Недостаток сна ведет к провалам в памяти и кратковременной её потере;
  • Привычка делать несколько дел сразу. Некоторые ошибочно думают, что таким образом тренируют свою память и повышают производительность. На самом деле мозг не может нормально работать в нескольких направлениях, в результате снижается внимательность.

Обратите внимание! Некоторые лекарства провоцируют временные провалы в памяти, к ним относятся обезболивающие и снотворные препараты. Частично такими же свойствами обладают антидепрессанты и средства от аллергии.

Проблемы с памятью случаются по разным причинам. У молодых и пожилых индивидуумов бывают травмы головы, сосудистые болезни, влияющие на работу головного мозга.

Образ жизни, полезные и вредные привычки, качество питания, все влияет на наши способности. Нарушение памяти в результате бесконечных попоек – естественный процесс. Первое, что надо сделать в этом случае, бросить пить.

Рассеянность в работоспособном возрасте бывает следствием заболевания. При ВСД у человека меняется ритм сердца, поднимается или понижается давление, появляются боли в области сердца, головокружение, близкое к обморочному состоянию.

Субъект, у которого вегетососудистая дистония, пугается за свою жизнь, начинает усиленно прислушиваться к своему самочувствию, внутреннему состоянию и становится рассеянным, теряет ориентацию в реальном мире, окружающем его. Приступы дистонии приводят к ослаблению внимания, бессоннице, способности концентрироваться на одном деле.

Этот вид рассеянности называется мнимой, когда человек сосредоточен на своем внутреннем мире мыслей и забывает о нормальном поведении во внешнем мире. Так профессор, постоянно обдумывающий свое открытие, «вместо шляпы на ходу, вдруг одел сковороду».

Существует ученическая рассеянность внимания у ребенка, низкая концентрация мыслей на одной задаче длительный отрезок времени. Ребенок страдает синдромом рассеянного внимания (СРВ) по причине высокой активности. Часто стремительный рост костей школьника не успевает справляться с развитием головного мозга.

Источник: https://cosmeton.ru/karera/rasseyannost-vnimaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.