Методы сестринского обследования пациента. Определение проблемы пациента в сестринском процессе Сестринский процесс метод разработка

Определение проблемы пациента в сестринском процессе

Методы сестринского обследования пациента. Определение проблемы пациента в сестринском процессе Сестринский процесс метод разработка

Призванием медсестры является оказание отдельному человеку помощи по всем вопросам, которые касаются его здоровья или восстановления здоровья, а также наступления безболезненного летального исхода.

Деятельность специалиста должна быть направлена на то, чтобы научить человека справляться без какой-либо помощи посторонних, дать ему полную информацию, чтобы он скорее смог стать самостоятельным. В сестринском деле существует особая технология, именуемая сестринским процессом.

Она направлена на улучшение качества жизни пациентов при помощи решения трудностей, которые у них возникают. Сегодня мы поговорим о том, как определяются и решаются проблемы пациента в сестринском процессе.

Цели сестринского процесса

Медицинская сестра должна гарантировать приемлемое качество жизни пациента в зависимости от того, в каком он находится состоянии. Проблема пациента должна быть предупреждена, облегчена и сведена к минимуму.

Если у человека имеется травма или определенное заболевание, медсестра обязана помочь ему и его семье адаптироваться к новым условиям жизни.

Независимость и самостоятельность пациента должны быть достигнуты и поддержаны, его основные потребности нужно удовлетворить или обеспечить спокойную смерть.

Сестринский процесс протекает пошагово. На первом этапе происходит обследование пациента. Затем – установление проблемы пациента (диагноз сестринский). После этого происходит планировка сестринского ухода за больным, осуществление планов по решению трудностей пациента и оценка результативности с последующей коррекцией. Сегодня мы рассмотрим второй этап сестринского процесса.

Сестринское диагностирование

Для установления трудностей пациента разрабатывается индивидуальный план ухода, для того чтобы больной и его семья смогли приспособиться к изменениям, которые возникли из-за проблем со здоровьем. Медсестра сначала должна выяснить потребности больного, удовлетворить которые он сам не может, что ведет к образованию трудностей.

Медицинская сестра проводит сестринское диагностирование состояния больного. При этом выясняются проблемы пациента. Здесь происходит формирование медицинского суждения, где описывается форма ответной реакции больного на свою болезнь и состояние с указанием причины данной реакции.

В этом случае многое зависит от вида заболевания, изменений внешней среды, проведения медицинских процедур, жизненных условий больного, а также от его личных обстоятельств.

Виды проблем пациента

При сестринском процессе берется во внимание не болезнь, а реакции больного на свое состояние и заболевание. Подобные реакции могут быть нескольких видов:

  1. Физиологические. Они характеризуются процессами, происходящими в организме пациента. Это может быть, например, задержка стула.
  2. Психологические. Такие реакции обуславливаются беспокойством, которое вызывает заболевание, и недостаточная информированность о нем, а также преуменьшение тяжести болезни.
  3. Духовные реакции могут проявляться в желании ухода из жизни при неизлечимом недуге, в разногласиях с семьей, что возникают из-за болезни, выборе жизненных ценностей и так далее. Поэтому важно правильно выявить проблемы пациента и родственников при уходе за тяжелобольным пациентом.
  4. Социальные. Они характеризуются желанием изолироваться при наличии смертельного инфекционного заболевания.

Медсестра не всегда имеет возможность решить все вышеперечисленные трудности. Поэтому на практике их принято подразделять на психосоциальные и физиологические.

Существующие и потенциальные проблемы больного

Все проблемы пациента и родственников в первые часы пребывания в больнице принято разделять на существующие, те которые имеются в настоящее время, и потенциальные, представленные в виде дальнейших осложнений, предотвратить которые можно при правильно спланированном сестринском процессе. Практически всегда у пациента наблюдается несколько видов трудностей, поэтому все они делятся на приоритетные и второстепенные. К приоритетным проблемам относят:

  • экстренные состояния;
  • достаточно тягостные проблемы для больного;
  • проблемы, что могут привести к осложнениям;
  • трудности, от решения которых зависит позитивный результат лечения;
  • те, что ограничивают пациента в способности самостоятельно за собой ухаживать.

При сестринском диагностировании необходимо брать во внимание все трудности больного, которые могут быть решены или скорректированы медперсоналом. Их распределяют по весомости и переходят к решению, начиная с самых важных.

Расставляя приоритеты среди проблем пациента и родственников в первые часы в стационаре, можно использовать пирамиду потребностей по А. Маслоу.

Эта методика позволяет выделить первостепенные потребности, промежуточные и второстепенные.

Принципы сестринского диагностирования

Чтобы анализ был полезным и целенаправленным, необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Выявление потребностей, которые больной не может удовлетворить самостоятельно.
  2. Определение факторов, которые вызывают заболевание.
  3. Выявление сильных и слабых качеств пациента, которые способствуют либо развитию, либо предупреждению появления трудностей.
  4. Спрогнозировать дальнейшие возможности больного, их расширение или ограничение.

Трудности при постановке сестринского диагноза

Медицинской сестрой могут быть высказаны те трудности, разрешение которых не выходит за рамки ее полномочия. Чтобы понять точность обозначения проблемы пациента и правильную постановку сестринского диагноза, рекомендуется проверять следующее:

  1. Имеет ли проблема связь с недостатком самообслуживания. Например, трудность дыхания в определенном положении больного связана с недостатком самообслуживания. Она может быть устранена медсестрой.
  2. Насколько поставленный диагноз понятен больному.
  3. Станет ли сестринский диагноз основой для планирования маневров медсестры. Вмешательство специалиста будет правильным, если он узнает причину, чкоторая вызывает определенное состояние пациента.
  4. Станет ли определенная ею трудность проблемой больного.
  5. Поставлена ли в диагнозе медицинской сестры только одна проблема больного. Необходимо выделять несколько диагнозов, а также учесть то, что больной не понимает, что его тревожит. Например, проблемы пациента при шигеллезе могут быть связаны не только с болезнью, но и с лечением, обстановкой в больнице, семейными отношениями и так далее.

Задачей диагностирования медсестрой является выявление всех имеющихся или предвидящихся трудностей больного на пути восстановления его хорошего состояния, определение наиболее тягостной проблемы в настоящее время, формирование диагноза и планирование мероприятий по уходу за пациентом.

сестринского процесса на втором этапе

Больной должен помогать медсестре правильно выделять главное при постановке проблемы пациента. Все несогласованности могут исчезнуть путем обсуждения вопросов сестрой и больным. Если имеются серьезные психологические и эмоциональные трудности, медицинский работник берет ответственность на себя при выборе первоочередных диагнозов.

Когда больной только что поступил в больницу или он имеет неустойчивое состояние, проблемы пациента и родственников в стационаре сразу не определяются, это делается только после изучения всей информации, так как выводы, сделанные раньше срока, провоцируют постановку неправильного диагноза и плохой сестринский уход.

Часто бывают случаи, когда проблему больного установить невозможно. В этом случае проводится обычная констатация симптомов. В других случаях болезнь вызвана неблагоприятными жизненными ситуациями. Тогда медсестрой подробно выясняются все эти обстоятельства.

В этом случае она будет иметь возможность максимально помочь пациенту преодолеть негативные последствия.

Итоги

На втором этапе сестринского процесса происходит анализ данных, которые были получены на первом этапе при обследовании пациента.

Здесь медперсонал должен выявить, например, проблемы пациента и родственников в разные периоды лихорадки, и сформулировать точные диагнозы, которые препятствуют достижению позитивного состояния больного, а также те, что может решить медицинская сестра.

Нужно иметь в виду, что трудность пациента может быть связана не только с болезнью, но и с методами лечения, окружающей обстановкой, отношениями с родственниками и так далее. Сестринские диагнозы могут изменяться не только каждый день, но и на протяжении дня.

Нужно помнить о том, что они отличаются от диагнозов врачебных. Врач ставит диагноз и назначает лечение, а медсестра содействует больному в том, чтобы он мог приспособиться и жить с заболеванием.

Один недуг человека может вызывать у него большое количество трудностей, поэтому диагнозов медицинской сестры может быть некоторое количество.

Важно не забывать, что если не имеется неотложных физических расстройств, опасность для жизни больного может оказывать неудовлетворение его психосоциальных потребностей.

Расстанавливая приоритеты при постановке диагноза, медицинская сестра имеет право привлекать родственников больного. При этом она должна указывать причины, что привели к появлению проблем, а также направлять свои действия на их устранение. Все сестринские диагнозы фиксируются в плане сестринского ухода (СИБ).

Источник: https://FB.ru/article/336279/opredelenie-problemyi-patsienta-v-sestrinskom-protsesse

Справочник медсестры

Методы сестринского обследования пациента. Определение проблемы пациента в сестринском процессе Сестринский процесс метод разработка

Сестринское обследование проводится двумя методами:• субъективным;

• объективным.

Субъективное обследование:

• расспрос пациента;• беседа с родственниками;• беседа с работниками скорой помощи;

• беседа с соседями и т. д.

Расспрос

Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.

Расспрос играет огромную роль в:• предварительном заключении о причине болезни;• оценке и течении заболевания;

• оценке дефицита самообслуживания.

Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.

Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.

Расспрос складывается из пяти частей:• паспортная часть;• жалобы пациента;• anamnesis morbe;• anamnesis vitae;

• аллергические реакции.

Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.

Из жалоб пациента выделяют:• актуальные (приоритетные);• главные;

• дополнительные.

Главные жалобы – это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.

Anamnesis morbe

Anamnesis morbe – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:• уточняют начало заболевания (острое или постепенное);• далее уточняют признаки заболевания и те условия в которых они возникли;• затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;• уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;• следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;

• уточняют время наступления ухудшения.

Anamnesis vitae

Anamnesis vitae – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.

Anamnesis vitae собирается по схеме:1. биография пациента;2. перенесенные заболевания;3. условия труда и быта;4. интоксикация;5. вредные привычки;6. семейная и половая жизнь;

7. наследственность.

Объективное обследование:

• физическое обследование;• знакомство с медицинской картой;• беседа с лечащим врачом;

• изучение медицинской литературы по уходу.

Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.

Осмотр проводится по определенному плану:• общий осмотр;

• осмотр определенных систем.

Методы обследования:• основные;

• дополнительные.

К основным методам обследования относятся:• общий осмотр;• пальпация;• перкуссия;

• аускультация.

Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.

Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.

Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.

После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.

Дополнительные исследования – исследования, проводимые другими специалистами (пример: эндоскопические методы обследования).

При общем осмотре определяют:1. общее состояние пациента:• крайне тяжелое;• средней тяжести;• удовлетворительное;2. положение пациента в постели:• активное;• пассивное;• вынужденное;3.

состояние сознания (различают пять видов):• ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы;• помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;• ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;• сопор – патологический сон, сознание отсутствует;• кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.4. данные антропометрии:• рост,• вес;5. дыхание;• самостоятельное;• затрудненное;• свободное;• кашель;6. наличие или отсутствие одышки;различают следующие виды одышки:• экспираторная;• инспираторная;• смешанная;7. частоту дыхательных движений (ЧДД)8. артериальное давление (АД);9. пульс (Ps);

10. данные термометрии и т. д.

Артериальное давление – давление, оказываемое скоростью тока крови в артерии на ее стенку.

Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.

Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.

Термометрия – измерение температуры тела термометром.

Одышка (диспное) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.

Цель первого этапа сестринского процесса – создание информационной базы о пациенте.

Источник: http://nursebook.ru/%D0%A1%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Методы сестринского обследования пациента — Студопедия

Методы сестринского обследования пациента. Определение проблемы пациента в сестринском процессе Сестринский процесс метод разработка

Сестринский процесс включает в себя 5 последовательных этапов:

I этап – сестринское обследование (обследование пациента).

II этап – сестринское диагностирование: определение проблем пациента и постановка сестринских диагнозов.

III этап – планирование необходимой помощи пациенту, направленное на удовлетворение выявленных нарушений потребностей и проблем.

IV этап – выполнение плана сестринских вмешательств.

V этап – оценка результатов (итоговая оценка сестринского ухода).

Все этапы процесса взаимосвязаны друг с другом и вместе формируют непрерывный цикл мышления и действий.

Сестринское обследование – это выявление нарушений потребностей пациента. Оно заключается в сборе информации о состоянии его здоровья, личности больного, образе жизни и отражении полученных данных в карте сестринского процесса (сестринской истории болезни).

Насколько умело медсестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна будет полученная информация. Оценка состояния пациента – это непрерывный систематический процесс, требующий навыков наблюдения и общения.

Цель оценки – определение конкретных потребностей человека в сестринском уходе.

Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как перед ними стоят разные задачи. Врач проводит обследование, ставит медицинский диагноз, выявляет причины нарушения функций органов и систем с целью дальнейшего лечения. Задача медицинской сестры – обоснование мотивации индивидуального ухода.

1. Сам пациент.

2. Немедицинское окружение пациента: родственники, знакомые, сослуживцы, соседи по палате.

3. Медицинское окружение: врачи, медсестры, бригады скорой медицинской помощи.

4. Медицинская документация: амбулаторная карта, история болезни, выписки об обследовании, анализы.

5. Специальная медицинская литература: справочники по уходу, стандарты сестринской деятельности, атлас манипуляционной техники, перечень сестринских диагнозов, журнал «Сестринское дело».

Существует два вида информации о пациенте: субъективная и объективная, а также дополнительное обследование

Субъективные данные – это ощущения самого пациента относительно проблем здоровья. Как правило, это информация собирается путём опроса. Медицинская сестра проводит опрос во время беседы.

Цели проведения беседы:

· установление доверительных отношений с пациентом;

· ознакомление пациента с лечением;

· выработка адекватного отношения пациента к его состояниям беспокойства и тревоги;

· определение ожиданий пациента от системы оказания медицинской помощи;

· получение информации, требующей углублённого изучения.

Вначале необходимо представиться пациенту, назвать своё имя, положение, сообщить цель беседы. Затем выяснить у пациента, как к нему обращаться. Это поможет ему чувствовать себя комфортно. Во время беседы собираются анкетные данные – ф.и.о., возраст, пол, место жительства, род занятий, а также обозначаются причины обращения в лечебное учреждение.

Проводя обследование пациента, надо выяснить:

· состояние его здоровья с учётом каждой из 14 фундаментальных потребностей по В.Хендерсон;

· что пациент считает нормальным для себя в связи с каждой указанной потребностью;

· какая помощь нужна пациенту для удовлетворения каждой потребности;

· как и в какой степени нынешнее состояние здоровья мешает ему осуществлять самоуход;

· какие потенциальные трудности или проблемы можно предвидеть в связи с изменением его здоровья; предыдущие заболевания и проблемы.

При субъективном обследовании выясняются:

· данные из анамнеза болезни (Anamnesis morbi): начало заболевания, его течение, с чем оно связано, что пациент предпринимал самостоятельно, куда обращался за помощь, какая помощь была оказана;

· данные из анамнеза жизни (Anamnesis vitae): перенесённые ранее заболевания, инфекционные заболевания, туберкулёз, венерические заболевания, травмы, операции, лечебные процедуры, переливание крови, реакцию пациента на проведённое в прошлом лечение и качество оказанной сестринской помощи;

· факторы риска: курение, алкоголь, ожирение, стрессовые ситуации, и т.д.;

· аллергоанамнез: на лекарственные вещества, продукты питания, бытовые химические вещества и др.;

· какие основные потребности пациент может удовлетворять сам, а при удовлетворении каких нуждается в помощи;

· есть ли нарушения зрения, слуха, памяти, сна;

· кто или что является поддержкой для пациента;

· как он сам оценивает своё состояние, как относится к процедурам.

Объективные данные о состоянии пациента медсестра получает в результате осмотра пациента, наблюдения за ним и обследования.

При объективном обследовании сестринский персонал проводит осмотр пациента по определённому плану с соблюдением ряда необходимых правил. Пациента обследуют при рассеянном дневном свете или ярком искусственном освещении. Источник света при этом должен находиться сбоку: так более рельефно выделяются контуры различных частей тел, сыпь, рубцы, следы ранений и т.д.

Знакомствос объективным состоянием пациента начинается с осмотра, затем переходя к ощупыванию (пальпации), выстукиванию (перкуссии), выслушиванию (аускультации). Все данные осмотра рекомендуется заносить в сестринскую документацию.

Оценку внешнего вида и поведения пациента необходимо проводить на основе наблюдений, сделанных на протяжении всего процесса сбора анамнеза и обследования.

Оценивают общее состояние пациента (удовлетворительное, средней тяжести, тяжёлое); состояние сознания (ясное, сопор, ступор, кома); поведение (адекватное, неадекватное).

Также определяют: положение в постели (активное, пассивное, вынужденное), телосложение, рост, вес, температуру тела.

При обследовании состояния кожи и слизистых оценивают: окраску (цианоз, бледность, гиперемия, желтушность), влажность, температуру, эластичность и тургор, патологические элементы, волосы, ногти, полость рта и глотки и пр. При обследовании языка следует оценить наличие налёта, запаха изо рта.

Обследование костно-мышечной системы можно начать с вопроса о наличии болей в суставах, их локализацию, распространение, симметричность, иррадиацию, характер и интенсивность.

Необходимо определить, что способствует усилению или ослаблению боли, как влияет на неё физическая нагрузка. При осмотре выясняют наличие деформации скелета, суставов, ограничение подвижности.

При ограничении подвижности в суставе необходимо выяснить, какие именно движения и в какой степени нарушены: может ли пациент свободно ходить, стоять, сидеть, наклоняться, вставать, одеваться, умываться. Ограничение подвижности приводит к ограничению самообслуживания.

Такие пациенты подвержены риску развития пролежней, инфицирования и поэтому требуют повышенного внимания со стороны сестринского персонала.

При обследовании дыхательной системы необходимо обратить внимание на изменение голоса, частоту, глубину, ритм и тип дыхания, экскурсию грудной клетки, оценить характер одышки, перенесение физической нагрузки; кровохарканье, наличие боли в грудной клетке, одышка.

При обследовании сердечно-сосудистой системы определяются пульс и артериальное давление. Оценивают симметричность, ритм, частоту, наполнение, напряжение, дефицит пульса.

При жалобах на боли в области сердца выясняются характер, локализация, иррадиация, продолжительность болей, чем они купируются. Характерный признак сердечно-сосудистой патологии – отёки.

Также необходимо обратить внимание на головокружение, обморочное состояние. Такие проблемы пациента могут стать причиной падений и травматизма.

При оценке состояния желудочно-кишечного тракта следует обратить внимание на дисфагию, изжогу, нарушение аппетита, тошноту, рвоту, отрыжку и другие диспепсические расстройства.

Из беседы и осмотра можно получить информацию о кровотечении из прямой кишки, запора, поноса, болей в животе, метеоризме, желтухе, связанной с патологией печени и желчного пузыря.

Необходимо оценить аппетит, характер и частоту стула, цвет кала.

При оценке мочевыделительной системы обращают внимание на характер и частоту мочеиспускания, цвет мочи, прозрачность, недержание мочи. Недержание мочи и кала являются факторами риска развития пролежней, психологической и социальной проблемой пациента.

При оценке эндокринной системы сестринскому персоналу необходимо обратить внимание на характер оволосения, распространение подкожно-жировой клетчатки, видимое увеличение щитовидной железы. Нередко нарушения эндокринной системы влекут за собой психологический дискомфорт, связанный с изменениями внешности.

При обследовании нервной системы выясняют, были ли у пациента потеря сознания, судороги. При выяснении характера сна необходимо обратить внимание на его продолжительность, характер засыпания. Сон может быть поверхностным, беспокойным. Важно знать, пользуется ли пациент снотворными, какими.

Наличие тремора, нарушение походки позволяют предположить риск травматизма и нацеливают на решение проблемы безопасности пациента во время пребывания в стационаре.

При обследовании репродуктивной системы у женщин выясняют возраст наступления первой менструации, регулярность, продолжительность, частоту, количество выделений, дату последней менструации, предменструальный синдром, влияние менструации на общее самочувствие. С каких лет живет половой жизнью, сколько беременностей, родов, выкидышей, абортов, способы предохранения от беременности. У женщины средних лет следует выяснить, прекратилась ли у них менструация и когда, сопровождалось ли прекращение какими-либо симптомами.

После завершения опроса следует спросить у пациента, есть ли у него вопросы. В конце необходимо объяснить пациенту, что его ждёт дальше, познакомить с распорядком дня, сотрудниками, помещениями, соседями по палате, вручить памятку о его правах и обязанностях.

По окончании обследования сестринский персонал делает выводы и фиксирует их в сестринской документации. В последующем ежедневно, на протяжении всего пребывания пациента в стационаре рекомендуется отображать динамику состояния пациента в дневнике наблюдений.

Лабораторные и инструментальные исследования относят к дополнительным методам.

Сам пациент является источником как субъективной, так и объективной информации.

Наблюдение за состоянием пациента. Деятельность медсестры предусматривает наблюдение за всеми изменениями в состоянии пациента, своевременное выделение их, оценка, сообщение врачу об этих изменениях, оказание помощи.

После проведённой оценки состояния здоровья пациента медсестра должна сформулировать проблемы пациенты или провести сестринское диагностирование, пользуясь классификатором сестринской практики.

Конечным результатом первого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации и создание базы данных о пациенте. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни.

Сестринская история болезни – юридический документ самостоятельной деятельности медсестры в рамках её компетенции.

Цель сестринской истории болезни – контроль за выполнением медсестрой плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры.

Источник: https://studopedia.ru/2_34790_metodi-sestrinskogo-obsledovaniya-patsienta.html

Глава 4. Сестринский процесс

Методы сестринского обследования пациента. Определение проблемы пациента в сестринском процессе Сестринский процесс метод разработка

Советы по уходу

Сестринский процесс – системный, хорошо продуманный, целенаправленный план действий медсестры, учитывающий потребности пациента. После реализации плана необходимо обязательно провести оценку результатов.

Стандартная модель сестринского процесса состоит из пяти этапов:

1) медсестринского обследования пациента, определения состояния его здоровья;

2) постановки медсестринского диагноза;

3) планирования действий медицинской сестры (медсестринских манипуляций);

4) реализации (осуществления) сестринского плана;

5) оценки качества и эффективности действий медсестры.

Преимущества сестринского процесса:

1) универсальность метода;

2) обеспечение системного и индивидуального подхода к проведению сестринского ухода;

3) широкое применение стандартов профессиональной деятельности;

4) обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи, высокого профессионализма медицинской сестры, безопасность и надежность медицинского обслуживания;

5) в уходе за больным, кроме медицинских работников, принимают участие сам больной и члены его семьи.

Обследование пациента

Целью этого метода является сбор информации о больном. Ее получают путем субъективного, объективного и дополнительных способов обследования.

Субъективное обследование заключается в опросе пациента, его родственников, ознакомлении с его медицинской документацией (выписками, справками, медицинской картой амбулаторного больного).

Для получения полной информации при общении с пациентом медсестра должна придерживаться следующих принципов:

1) вопросы должны быть подготовлены заранее, что облегчает общение медсестры и пациента, позволяет не пропустить важные детали;

2) необходимо внимательно выслушивать пациента, доброжелательно относиться к нему;

3) больной должен чувствовать интерес медсестры к своим проблемам, жалобам, переживаниям;

4) полезно кратковременное молчаливое наблюдение за пациентом перед началом опроса, что дает возможность больному собраться с мыслями, привыкнуть к окружающей обстановке. Медработник в это время может составить общее представление о состоянии больного;

5) во время беседы рекомендуется вести короткие записи, чтобы не забыть в последующем важную информацию.

Во время опроса медсестра выясняет жалобы больного, анамнез заболевания (когда началось, с каких симптомов, как изменялось состояние больного по мере развития заболевания, какие лекарственные препараты принимались), анамнез жизни (перенесенные болезни, особенности быта, питания, наличие вредных привычек, аллергических или хронических заболеваний).

При объективном обследовании проводят оценку внешнего вида больного (выражение лица, положение в кровати или на стуле и др.), исследование органов и систем, определяют функциональные показатели (температуру тела, артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхательных движений (ЧДД), рост, массу тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и т. д.).

Законодательством Российской Федерации запрещено проведение абортов вне лечебного учреждения. Если искусственное прерывание беременности произведено вне специализированного медицинского учреждения или лицом со средним медицинским образованием, то на основании ч. 2 ст. 116 Уголовного кодекса РФ выполнивший аборт привлекается к уголовной ответственности.

План объективного обследования пациента:

1) внешний осмотр (охарактеризовать общее состояние больного, внешний вид, выражение лица, сознание, положение больного в постели (активное, пассивное, вынужденное), подвижность пациента, состояние кожи и слизистых оболочек (сухость, влажность, цвет), наличие отеков (общих, местных));

2) измерить рост и массу тела больного;

3) подсчитать частоту дыхательных движений, определить ритм и глубину дыхания, выявить наличие патологического дыхания;

4) подсчитать частоту пульса, определить его качество;

5) измерить АД на обеих руках;

6) при наличии отеков определить суточный диурез и водный баланс;

7) зафиксировать основные симптомы, характеризующие состояние:

а) органов дыхательной системы (кашель, выделение мокроты, кровохарканье);

б) органов сердечно-сосудистой системы (боль в области сердца, изменения пульса и АД);

в) органов желудочно-кишечного тракта (состояние ротовой полости, нарушение пищеварения, осмотр рвотных масс, кала);

г) органов мочевыделительной системы (наличие почечной колики, изменение внешнего вида и количества выделенной мочи);

8) выяснить состояние мест возможного парентерального введения лекарственных средств (локтевого сгиба, ягодиц);

9) определить психологическое состояние больного (адекватность, общительность, открытость).

Дополнительные способы обследования включают лабораторные, инструментальные, рентгенологические, эндоскопические методы и УЗИ. Обязательным является проведение таких дополнительных исследований, как:

1) клинический анализ крови;

2) анализ крови на сифилис;

3) анализ крови на глюкозу;

4) клинический анализ мочи;

5) анализ кала на яйца гельминтов;

6) ЭКГ;

7) флюорография.

Конечной ступенью первого этапа медсестринского процесса является документирование полученной информации и получение базы данных о пациенте, которые записываются в сестринскую историю болезни соответствующей формы. История болезни юридически документирует самостоятельную профессиональную деятельность медсестры в пределах ее компетенции.

Постановка сестринского диагноза

На этом этапе выявляются физиологические, психологические и социальные проблемы пациента, как актуальные, так и потенциальные, приоритетные проблемы и производится постановка сестринского диагноза.

План изучения проблем пациента:

1) определить актуальные (имеющиеся в наличии) и потенциальные проблемы пациента;

2) выявить факторы, вызвавшие возникновение актуальных проблем или способствовавшие появлению потенциальных проблем;

3) определить сильные стороны пациента, которые помогут решению актуальных и предотвращению потенциальных проблем.

Так как в подавляющем большинстве случаев у пациентов выявляется несколько актуальных проблем, связанных со здоровьем, то для их решения и успешной помощи пациенту необходимо выяснить приоритет той или иной проблемы. Приоритет проблемы может быть первичным, вторичным и промежуточным.

Первичный приоритет имеет проблема, требующая экстренного или первоочередного решения. Промежуточный приоритет связан с состоянием здоровья пациента, не угрожающим его жизни, и не является первоочередным. Вторичный приоритет имеют проблемы, не соотносящиеся с конкретным заболеванием и не влияющие на его прогноз.

Следующей задачей является формулирование сестринского диагноза.

Целью сестринской диагностики является не диагностика заболевания, а выявление реакций организма больного на заболевание (боль, слабость, кашель, гипертермия и т. д.).

Сестринский диагноз (в отличие от врачебного) постоянно меняется в зависимости от смены реакции организма пациента на болезнь.

Одновременно один и тот же сестринский диагноз может ставиться при различных заболеваниях различным больным.

Планирование сестринского процесса

Составление плана медицинских мероприятий преследует определенные цели, а именно:

1) координирует работу сестринской бригады;

2) обеспечивает очередность мероприятий по уходу за больным;

3) помогает поддерживать связь с другими медицинскими службами и специалистами;

4) помогает определить экономические траты (так как в нем указываются материалы и оборудование, необходимые для выполнения мероприятий по сестринскому уходу);

5) юридически документирует качество оказания сестринской помощи;

6) помогает в последующем оценить результаты проведенных мероприятий.

https://www.youtube.com/watch?v=_Ki1VtUUUuE\u0026list=PLDgU-sRxUGuNWnwVXiRJ3x-KUJL4V_VgE

Цели сестринских мероприятий – предотвращение рецидивов, осложнений заболевания, профилактика заболеваний, реабилитация, социальная адаптация больного и т. д.

Этот этап сестринского процесса состоит из четырех стадий:

1) выявления приоритетов, определения порядка решения проблем пациента;

2) разработки ожидаемых результатов. Результат – это эффект, которого хотят достичь медсестра и пациент в совместной деятельности. Ожидаемые результаты являются следствием выполнения следующих задач сестринского ухода:

а) решения проблем пациента, связанных со здоровьем;

б) снижения остроты проблем, устранить которые невозможно;

в) предотвращения развития потенциально возможных проблем;

г) оптимизации возможности пациента в плане самопомощи или помощи со стороны родственников и близких людей;

3) разработки сестринских мероприятий. Конкретно определяется, каким образом медсестра поможет пациенту достичь ожидаемых результатов.

Из всех возможных мероприятий выбираются те, которые помогут достигнуть поставленной цели. Если существуют несколько видов эффективных способов, пациенту предлагают самому сделать выбор.

Для каждого из них должны быть определены место, время и способ выполнения;

4) внесения плана в документацию и обсуждения его с другими членами сестринской бригады. Каждый план сестринских мероприятий должен иметь дату составления и заверяться подписью лица, составившего документ.

Важным компонентом сестринских мероприятий является выполнение назначений врача. Необходимо, чтобы сестринские мероприятия согласовались с терапевтическим решениями, основывались на научных принципах, являлись индивидуальными для конкретного больного, использовали возможность обучения пациента и позволяли ему принимать активное участие.

На основании ст. 39 Основ законодательства об охране здоровья граждан медицинские работники должны оказывать первую медицинскую помощь всем нуждающимся в ней в медицинских учреждениях и на дому, на улице и в общественных местах.

Выполнение сестринского плана

В зависимости от участия врача сестринские мероприятия подразделяются на:

1) независимые мероприятия – действия медсестры по собственной инициативе без указаний врача (обучение пациента навыкам самообследования, членов семьи – правилам ухода за пациентом);

2) зависимые мероприятия, выполняющие на основе письменных распоряжений врача и под его наблюдением (выполнение инъекций, подготовка пациента к различным диагностическим обследованиям).

Согласно современным представлениям медсестра не должна выполнять назначения врача автоматически, должна продумывать свои действия, а при необходимости (в случае несогласия с врачебным назначением) консультироваться у врача и обращать его внимание на нецелесообразность сомнительного назначения;

3) взаимозависимые мероприятия, предусматривающие совместные действия медсестры, врача и других специалистов.

Помощь, оказываемая пациенту, может быть:

1) временной, рассчитанной на короткое время, которая оказывается при неспособности пациента к самообслуживанию, самостоятельному уходу за собой, например после операций, травм;

2) постоянной, необходимой в течение всей жизни пациента (при тяжелых травмах, параличах, при ампутации конечностей);

3) реабилитирующей. Это сочетание лечебной физкультуры, лечебного массажа и дыхательной гимнастики.

Реализация плана сестринских мероприятий осуществляется в три стадии, включающие:

1) подготовку (пересмотр) сестринских мероприятий, установленных во время этапа планирования; анализ сестринских знаний, умений, навыков, определение возможных осложнений, которые могут возникнуть во время выполнения сестринских манипуляций; обеспечение необходимыми ресурсами; подготовку оборудования – I стадия;

2) выполнение мероприятий – II стадия;

3) заполнение документации (полное и точное занесение выполненных действий в соответствующую форму) – III стадия.

Оценка результатов

Цель этого этапа – оценка качества оказанной помощи, ее эффективности, полученных результатов и подведение итогов.

Оценка качества и эффективности сестринской помощи производится пациентом, его родственниками, самой медсестрой, выполнявшей сестринские мероприятия, и руководством (старшей и главной медсестрами).

Результат выполнения этого этапа – выявление положительных и отрицательных сторон в профессиональной деятельности медсестры, пересмотр и коррекция плана мероприятий.

Сестринская история болезни

Вся деятельность медсестры в отношении пациента протоколируется в сестринской истории болезни. В настоящее время этот документ применяется еще не во всех лечебно-профилактических учреждениях, но по мере реформирования сестринского дела в России приобретает все большее применение.

https://www.youtube.com/watch?v=kzNqu2bqpdk\u0026list=PLDgU-sRxUGuNWnwVXiRJ3x-KUJL4V_VgE

Сестринская история болезни включает следующее:

1. Данные о пациенте:

1) дата и время госпитализации;

2) отделение, палата;

3) Ф. И. О;

4) возраст, дата рождения;

5) пол;

6) адрес;

7) место работы;

8) профессия;

9) семейное положение;

10) кем направлен;

11) лечебный диагноз;

12) наличие аллергических реакций.

2. Сестринское обследование:

1) субъективнее обследование:

а) жалобы;

б) анамнез болезни;

в) анамнез жизни;

2) объективное обследование;

3) данные дополнительных методов исследования.

3. Сестринский диагноз:

1) актуальные проблемы;

2) потенциальные проблемы.

Вариант составления плана медицинских мероприятий представлен в таблице 1.

Таблица 1. Приблизительный план сестринских мероприятий

Окончание таблицы 1

© 2001-2020 aupam.ru
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Источник: https://aupam.ru/pages/uhod/sprav_med_sest/page_05.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.